Каждый настоящий Боец – Камень. Сборы «Камни Урала»

image

Когда турист найдёт любопытный камушек, его обязательно оценит специалист. Большинство из находок гостям разрешено увезти с собой в качестве сувенира. Фото: Александр Зайцев

Мы продолжаем знакомить наших читателей с самыми интересными тематическими турами по Свердловской области. Сегодня вместе с фирмой «Уральский калейдоскоп» мы выбрали ТОП-5 направлений для геологического туризма по Уралу.

«Уральский калейдоскоп» — практически единственная туристическая компания в области, которая специализируется именно на геологическом туризме. Её идейным вдохновителем и основателем является Владимир Дягилев — краевед, знаток Урала и камня. С 2012 года он ведёт активную работу по разработке и пропаганде бренда Урала как самоцветного края. «Уральский калейдоскоп» был создан именно как проект по развитию въездного туризма: их основные маршруты проложены по наиболее известным минералогическим месторождениям. Его супруга — Надежда Дягилева — подхватила эту инициативу.

image

Туристы ищут самоцветы на Липовских карьерах. Фото: «Уральский калейдоскоп»

— Другие свердловские фирмы тоже возят по «Самоцветной полосе Урала», но, как правило, максимально большими группами, — рассказывает Надежда Дягилева, директор фирмы «Уральский калейдоскоп». — Туристов везут в Мурзинку, водят в музеи, они поднимаются на гору Тальян — и это многим нравится, а значит, имеет место быть. Но в таких путешествиях турист только смотрит — сам ничего не копает. Мы же делаем акцент на индивидуальных турах, потому что геологический туризм тем и хорош, что всё можно пощупать, попробовать самому — и мы такую возможность даём. На каждую копь обычно даётся по полчаса или больше. Если турист особенно увлёкся, мы можем даже по ходу перестроить наш график, остановиться где-то подольше.

 Вот так туристы пытаются найти в груде песка золотые самородки. Фото: «Уральский калейдоскоп»

Геологический туризм по Среднему Уралу популярен как у жителей Свердловской области, так и у гостей региона. Мы представляем тур, рассчитанный на пять дней, однако при желании можно заказать как однодневную поездку в одну из точек маршрута, так и путешествие на всю неделю. Надо понимать, что это сезонные туры — в них можно отправиться с мая по середину октября.

Участники минералогического тура в поисках турмалинов. Фото: «Уральский калейдоскоп»

— К нам обращаются отовсюду, — продолжает Надежда. — Например, одна семья из Казани приезжала к нам уже четыре раза. Они очень интересуются камнями, ездят по всей России, но Урал им особенно понравился, теперь даже хотят переехать сюда жить. А вообще, если приезжают туристы из других регионов, мы их селим в гостинице в Екатеринбурге, а дальше выбираем маршруты. Иногда тур построен так, что ночевать туристы остаются в гостиницах Режа или Мурзинки — всё индивидуально. Незыблема всегда только тема — поиск и добыча камня.

1. Тур «Изумрудные озёра»

Если вы не испытывали на себе мощную энергетику самоцветных камней, значит, самое время отправиться в путешествие по древним уральским копям Режевского заказника. Берилл, халцедон, опал, хризопраз, турмалин — у туристов будет возможность самостоятельно найти эти удивительные камни. Гостей привозят на место, где они спускаются в Липовские карьеры — по сути, это отвал, пробраться к которому можно по тропе, обязательно в резиновых сапогах — идти нужно будет по воде. В руках у новоявленных геологов — лопаты и каёлки — острые молоточки, с помощью которых они будут добывать камешки, затем высыпать в сито, и, конечно, промывать. После специалист сделает заключение, нашли ли вы что-то действительно ценное. Как правило, с месторождений гости без сувениров не уезжают, а в музеях можно приобрести уже обработанные камни. В рамках тура вы посетите краеведческий музей Режа, где в двух залах представлены минералы республик бывшего СССР и минералы территории заказника «Режевской».

2. Тур «Мурзинская слобода»

Мурзинка — посёлок с негромким именем, но скрывающий большое скопление уникальных камней. Корнилов Лог, Золотуха, Богатое Болото, Зырянка — в этих местах добывались сказочные богатства. Аквамарины, топазы, цитрины, аметисты, гранаты, корунды, горный хрусталь, бериллы. Их красота навсегда завоёвывает сердца туристов. В музее имени Александра Ферсмана вам расскажут всё о нелёгком труде добытчиков самоцветного камня. Туристы увидят одну из самых известных аметистовых копей Мурзинки, открытую в 1768 году итальянцами братьями Тортори. И конечно, гостям представится возможность самим добыть камни. Лесные копи предполагают, что турист с лопатой «зарывается», то есть делает так называемые закапушки, а потом смотрит — блестит там, к примеру, чёрный турмалин или нет. Свой кристалл корунда можно найти во время посещения Корундовой копи. Также с этой турфирмой сотрудничает горщик, который был знаком ещё с внуком Александра Ферсмана. Он знает уникальные места, о которых даже не подозревают в других турфирмах. Иногда маршрут пролегает и через старинную копь Ватиха — она тоже расположена недалеко, но вот проехать туда сложно. Раньше там промышленным способом добывали аметист. Сейчас копь уже нерабочая, но до сих пор остались отвалы, где можно найти аметист, в чём туристы могут убедиться сами.

3. Тур «Уральские изумрудные копи»

Если вы хотите попасть в Изумрудный город, но не сказочный, а настоящий, то вам подойдёт именно этот тур. Сретенское месторождение расположено в 7 километрах от Асбеста и знаменито прежде всего тем, что там в 1830 году были найдены первые на Урале изумруды. Для туристов наиболее интересны старые отвалы, расположенные на восточной окраине в посёлке имени Свердлова. Сегодня здесь можно найти берилл, кварц, аметист или турмалин. Что касается изумрудов, то добывают их в посёлке Малышева, но это закрытая территория, потому что найденный изумруд непременно должен быть сдан государству — иначе… уголовное дело. Туристы, конечно, ищут, смотрят, но как сувенир унести с собой могут только берилл, который визуально очень похож на изумруд.

Участники этого тура почувствуют себя настоящими ювелирами — благодаря мастер-классу по обработке камней от специалистов «Гильдии камня».

4. Тур «Охота за сокровищами»

Чтобы узнать, что такое уральская золотая лихорадка, вам подойдёт путешествие в город Берёзовский, во время которого вы спуститесь в шахту Северную. Там у вас будет шанс намыть немного золота из песка или даже найти парочку драгоценных самородков. Но… сильно обольщаться не стоит: тем, кто их найдёт, тоже придётся отдать всё государству, а вот домой на память забрать можно минерал пирит. О легендах, связанных с добычей золота на Урале, вам расскажут в музее «Русское золото». Во время тура вы посетите Уральский минералогический музей.

5. Тур «Сказочное путешествие»

Как рассказали в «Уральском калейдоскопе», туристы всегда интересуются брендом нашего края — малахитом. Однако сегодня на Урале этот камень практически не добывается, его привозят из Бразилии и Африки. «Малахитовую шкатулку» Павел Бажов сочинил, вдохновившись малахитным центром Урала того времени — Полевским. И просто непростительно было бы не посвятить один из маршрутов бажовским местам. В Полевском краеведческом музее вы увидите оружие, монеты, книги, предметы быта того времени. В рамках тура посетите также станцию Полдневую, место действия известных сказов Бажова «Серебряное копытце» и «Огневушка-поскакушка». Это место вошло в историю Урала тем, что именно там открыли редкую разновидность самоцветного камня граната — демантоид (его ещё называют уральским хризолитом или оливином). Это ценный минерал зеленоватого цвета. На свету он играет даже сильнее, чем бриллиант. Поэтому встречающиеся в окрестностях Полдневой демантоиды высоко ценятся ювелирами. Месторождения демантоида открыли в 1874 году на речке Бобровке близ современной станции Кладовка (в 8 километрах к югу от Полдневой). Найти демантоиды в этих местах можно и по сей день.

  • Опубликовано в №54 от 30.03.2017 

Сюжет

Путешествия Тематическая полоса «Областной газеты» посвящена путешествиям и путешественникам.

Бренд “уральские самоцветы” все чаще дискредитируется: за местную гордость выдают камни иноземного происхождения, а то и синтетические материалы. Скажем, туристы и даже жители региона, приобретающие сувениры, чаще всего не знают, что малахитовые шкатулки или бусы родом из Африки: на Урале этого прекрасного камня давно нет. Власти региона хотели бы возродить исторический промысел, но этому мешает не отсутствие инициативы, а законодательные препоны. Мастерство огранщика позволяет раскрыть природную красоту кристалла и превратить камень в произведение искусства. Фото: Татьяна Андреева/РГ

Докопаться до сути

– Купить хороший уральский камень трудно, – говорит геммолог Ольга Серова. – У большинства благородных камней, поступающих на экспертизу, завышены характеристики по цвету и дефектности более чем на одну позицию. По сути – мошенничество, а по букве закона – нет: продавцы ссылаются на неумышленную торговую ошибку.

На Урале есть едва ли не все драгоценные и полудрагоценные камни, созданные природой: алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, чуть менее благородные аквамарины, топазы, аметисты, изысканные турмалины и демантоиды… Перечень можно продолжать долго, ибо “если чего нет, значит, еще не дорылись”, как писал академик Ферсман.

читайте также–> –> Уральские самоцветы выставили на аукцион

Богатства в недрах несметные, но это не значит, что самоцветы добываются: многие рудники давно заброшены. Так, в Пермском крае, в сотне километров от границы Свердловской области, расположено первое открытое в России месторождение алмазов. Более половины здешних камней ювелирного качества, а потому стоимость карата в несколько раз выше, чем у якутских алмазов. В крае разведанных запасов только промышленных категорий алмазов – на 1,5 миллиона карат. Но горные работы на месторождениях не ведутся: после продажи алмазодобывающего предприятия иностранному инвестору оно было обанкрочено (в 2014-м), драги распилены и сданы в металлолом. Владельцы международного холдинга предпочли сосредоточиться на добыче якутских алмазов, а на перспективу вообще пообещали: “Уйдем в Африку”. Причина проста: там геологоразведка дешевле в 14 раз и себестоимость добычи намного ниже.

– Если говорить о прикамских алмазах, то изыскания не нужны: все уже готово, известно, где и сколько драгоценных камней можно добыть, с очень высокой степенью достоверности, – рассказывает начальник Пермской партии, заслуженный геолог РФ Борис Ушков. – В 2010-м мы завершили работу по заказу администрации края: только в одном районе есть около ста россыпных месторождений алмазов. Они некрупные, но компактно расположенные. При сегодняшнем уровне техники их освоение не составит особого труда. Если объяснять совсем просто: необходимо снять 1,5-2 метра непродуктивного слоя, затем черпать экскаватором, промывать, извлекать алмазы и продавать их.

На зеленый свет

В промышленном масштабе на Урале добывают только великолепные изумруды. Малышевское месторождение, единственное в России, входит в тройку крупнейших в мире, по оценкам специалистов, его разведанные запасы – более 60 тысяч килограммов, срок отработки – 57-76 лет. Добыча ведется подземным способом, с закладкой выработок отходами обогатительной фабрики с арматурой и цементом. Эта система, превратившая Малышевский рудник в образцовое добывающее предприятие, применяется с 1972 года и не имеет аналогов в мире. Размер подземного железобетонного монолита – 600-900 метров в длину и 50-150 – в ширину.

читайте также–> –> На калининградском янтарном рынке начались сокращения

Судьба изумрудного месторождения весьма драматична. Более полувека здесь взрывным способом добывали стратегический бериллий для атомной промышленности, а уникального оттенка изумруды уходили в отвалы. Когда богатые бериллиевые руды исчерпали, предприятие с 1987-го переориентировали на добычу изумрудоносных руд. Но тут для всей экономики настали трудные времена, и над Малышевским рудником нависла реальная угроза затопления. В 1995-м добыча здесь прекратилась. Сменявшие друг друга владельцы-иностранцы родом из офшоров разработку не вели, понемногу перерабатывая отвалы, распродавая запасы ранее добытого сырья.Только в 2007-м рудник нашел хозяина – российский янтарный комбинат. В 2011-м в поселке Малышева вновь началась плановая добыча изумрудосодержащей руды, в отвалы на этот раз пошел бериллий. Объем инвестиций в проект комбинат оценил в 2,5 миллиарда рублей при сроке окупаемости четыре года. Плановой мощности, 400 тысяч тонн руды в год, планируют достичь к 2018-му. По данным предприятия, с начала работы к 2016 году добыто 184 тысячи тонн товарной руды, переработано 153,3 тысячи тонн.

В 2014-м комбинат вошел в состав “Ростеха”. Госкорпорация планировала ради комплексного освоения месторождения восстановить добычу бериллия, который сейчас импортируется (ежегодно Россия потребляет 53 тонны этого металла). По официальной информации, завершается создание технологии переработки малышевской руды для его получения.

– Ключевые игроки на бериллиевом рынке – компании США. В американской руде содержится 2-3 процента бериллия, в малышевской – 0,5 процента. Низкая рентабельность и высокая себестоимость делают этот металл неинтересным для инвесторов, – считает аналитик Павел Емельянцев.

Добыча ведется, но она нелегальна – работают “черные копатели”. Нужно, чтобы они вышли из тени и цивилизованно платили налоги

Что касается малышевских изумрудов, то месяц назад комбинат пытался их продать на электронных торгах (аукцион по продаже драгоценных камней проводился впервые за последние сто лет). На продажу выставили 2,26 килограмма изумрудов весом от 14 до 1672 грамма каждый. Аукцион не состоялся: по предположениям экспертов, стартовая цена лота – 3,259 миллиона рублей – показалась покупателям завышенной.

– Изумруды, к сожалению, пока не окупают затраты на добычу. Но, думаю, будет точка выхода на самоокупаемость, а затем прибыль, – говорит директор Уральского геологического музея Дмитрий Клейменов. – Помимо финансовых моментов стоит учитывать, что речь идет и о престиже государства, ведь разрабатывается единственное в стране подобное месторождение.

На себестоимости сказывается недешевый подземный способ добычи. К тому же трудно добиться высокой рентабельности, продавая сырье. А вот огранка поднимает стоимость драгоценных камней в несколько раз, поэтому планы госкорпорации касаются не только реанимации добычи бериллия, но и создания в поселке нового гранильного производства.

Остались только в сказах

Полудрагоценных камней только в недрах Свердловской области академик Ферсман насчитал полсотни: Урал – поистине уникальная кладовая самоцветов. Здесь, например, встречается редкой красоты зеленый гранат – демантоид, который, как писал Куприн в “Гранатовом браслете”, “отгоняет от женщин тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти”. Эти же камни сыпались из-под серебряного копытца козлика в одноименном сказе Бажова.

– Такого красивого, как у нас, больше нет нигде, – уверен геолог Илья Панюшев. – Вот только, по моим представлениям, говорить о его добыче как бизнесе не совсем корректно. По месторождениям рыщет “хита” – самодеятельные старатели, там же крутятся перекупщики. Но это беда всех аллювиальных месторождений. Их не под силу контролировать никому – ни государству, ни бизнесу, ни даже мафиозным структурам.

читайте также–> –> В Поморье объявили конкурс на имя для самого большого алмаза в Европе

Лицензию на доразведку и поиск демантоидов в 90-х годах прошлого века приобрела крупнейшая свердловская строительная корпорация.

– Последние три года добываем демантоиды – полудрагоценные камни, которые по цвету как изумруд, а по игре света, как бриллиант, – недавно заявил в интервью вице-президент корпорации Станислав Блохин. Однако детальной информацией об успехах в освоении месторождения компания не считает нужным поделиться.

Остальным прекрасным камням повезло еще меньше: месторождения или истощены, или их разработка экономически нецелесообразна. Поэтому в окрестностях Нижнего Тагила, в Ватихе, затоплена шахта по добыче лучших в мире аметистов, заброшены карьеры месторождений Мокруша и Тысячница, где добывали голубые топазы. Под отвалами никелевого карьера в Липовке под Режом похоронены турмалиновые копи.

– Угробили месторождение, – сетует сотрудник Уральского геологического музея Валерий Кайнов. – Никелевую руду добывали экскаваторами, а чудесные кристаллы равняли с пустой породой, скидывали в отвалы. Я еще помню, как экскаваторы – хрум-хрум! – эти турмалины давили гусеницами.

Если очень постараться

Ковыряться в отвалах Липовки или в Ватихе может быть интересно только старателям-частникам. Сам по себе индивидуальный промысел не запрещен, однако присвоение находок пока остается уголовным преступлением. По букве закона получается так: нашел камень – брось, иначе беды не оберешься. Решение по закону о “вольном приносе”, или старательскому, так и не принято.

– Тема очень непростая, затрагивает многие сферы. Этот рынок сложно оценивать, но мы примерно подсчитали, что старательством на регулярной основе у нас занимаются более 200 человек. И все их находки идут, как говорится, “мимо кассы”, – отмечает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. – Был такой случай: егерь в нашем регионе нашел небольшое месторождение полудрагоценных камней, потратил на разработку время, силы… Но что дальше? Сегодня физлицам некуда пойти с добытыми камнями. Они бы и рады жить по правилам, по закону, сдать в приемные пункты или продать банку, но сегодня такой возможности нет. Чтобы они могли зарабатывать деньги официально, платя налоги, нанимая работников, нужны соответствующие законы.

читайте также–> –> Почему желтые алмазы в природе встречаются крайне редко

Минприроды РФ пытается “протолкнуть” разрешение свободной разработки недр частниками с 90-х годов прошлого века. Время от времени региональные власти выступают с аналогичными инициативами. Два года назад проект поправок в федеральное законодательство подготовили на Среднем Урале. В конце прошлого года с призывом возродить старательство в правительство РФ обратились ученые из Красноярска, Общественная палата Забайкальского края, власти Магаданского района и Республики Саха.

Нас заботит собираемость налогов в Свердловской области, – объясняет министр природных ресурсов и экологии региона Алексей Кузнецов. – Мы понимаем, что добыча ведется, но она нелегальна – работают так называемые “черные копатели”. Мы хотим, чтобы они вышли из тени и цивилизованно платили налоги.

По мнению разработчиков поправок, возрождение старательского промысла может приносить экономике региона не менее двух миллиардов рублей в год. Еще один весомый аргумент –  создание рабочих мест без дополнительных инвестиций и привлечение в регион квалифицированных кадров.

Кстати

В поселке Малышева собираются наладить туристический бизнес – проводить на режимном предприятии двухчасовые экскурсии. Как рассказала начальник отдела Раиса Черпакова, туристы познакомятся с историей рудника и смогут ощутить себя старателями: им предложат перемыть рудную массу и найти в ней изумруды.

В регионах Экономика Отрасли Ресурсы Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область

Здравствуйте, уважаемые читатели! Уральские изумруды обладают довольно неплохими характеристиками, по меркам экспертов в геммологии и интересной историей. На Урале эти драгоценные камни стали добывать в 19 веке, сегодня они известны своей красотой далеко за пределами России.

Родиной самых прекрасных самородков сегодня принято считать Колумбию, так как именно там добывают минералы с минимальным количеством дефектов, поражающих своей прозрачностью, чистотой и глубиной цвета. Но и Россия может похвалиться достойными экземплярами разновидности бериллов, которые удавалось продать по цене в разы, превышающей стоимость бриллиантов.

История открытия месторождения

Добыча изумрудов на Урале начала происходить в 19 веке, драгоценные самородки впервые обнаружил обычный смолокур, занимавшийся корчеванием деревьев. Увидев минералы, он не придал им большого значения, так как не знал, что они могут быть драгоценными. Но, позже отвез найденные камни на экспертизу, тогда и пошла молва, что на Урале открыто месторождение изумрудов.

Самоцветы Урала поражали экспертов своими размерами, глубиной и чистотой оттенков, самые красивые из них доставлялись в императорский дворец.

Некоторое время руководил изумрудной шахтой Яков Коковин, который хорошо разбирался в геммологии, месторождение в те времена называли Малышевским. Но, в 30-е гг при власти коммунистов изумруды перестали занимать первое место в добыче и предпочтение отдавалось бериллиевой руде, которая добывалась в том руднике до распада СССР.

В 1993 году изумрудный рудник на Урале перестал быть государственной собственностью и стал частной. Сегодня место добычи драгоценных самоцветов снова находится в руках государства. Власти заинтересовались рудником по нескольким причинам:

  1. В нем большое количество самоцветов.
  2. Есть возможность добывать бериллиевую руду.
  3. Урал богат другими полезными ископаемыми.

Эксперты считают, что в изумрудной шахте можно добыть в ближайшие годы не менее 700 кг драгоценных камней, что подтверждает ее рентабельность.

Характеристика уральских изумрудов

Самоцветы с Урала славятся такими качествами, как:

  • Высокая прочность по шкале Мооса от 7,5 до 8 ед.
  • Крупными размерами;
  • Насыщенными зелеными оттенками.

Изумруды Урала ничуть не хуже по своему оттенку и прозрачности камней из Колумбии, но, к сожалению, их не так много.

Большое впечатление производят уральские самоцветы своими размерами, так как самородки, добытые в других странах, редко бывают столь крупными. Как пример можно привести изумруд, названный «Президент».

Вышеупомянутый самородок обладает интересной историей, он имел вес 1,5 кг и был добыт в 90-е гг. Изначально его хотели подарить действующему на тот момент президенту, но позже он был продан, так как компания, владеющая рудниками стала банкротом.

Известно, что смарагды на самом деле являются разновидностью бериллов, у них один и тот же химический состав. Но, зеленый самоцвет имеет насыщенный оттенок благодаря хрому, который входит в его состав. Стоимость зеленых бериллов значительно выше цены этих же кристаллов, но другого цвета, потому что их в природе добывается в меньшем количестве.

Особенно нечасто можно встретить в природе камни без дефектов, отличающиеся высокими показателями прозрачности и насыщенности оттенка. Цена уральского самоцвета складывается из его размера, прозрачности, густоты оттенка, прочности и количества вкраплений в структуре минерала.

Камни, добытые на Урале, классифицируют по цвету следующим образом:

  1. Темно-зеленого, голубовато-зеленого оттенка.
  2. Насыщенно-зеленого оттенка.
  3. Средне-зеленого оттенка.
  4. Бледно-зеленого, почти бесцветного оттенка.

Природные уральские самоцветы всегда имеют вкрапления, камни без включений насыщенного окраса, почти не имеющие никаких дефектов, скорее всего, будут имитацией или искусственно-выращенными. В ювелирном деле выделяются следующие категории чистоты самородков:

  1. Г1 – редкие почти невидимые включения.
  2. Г2 – сгустки в отдельных зонах самородка хорошо видны без увеличения.
  3. Г3 – вкрапления расположены по всему камню в виде сетки.

Также имеют место быть и промежуточные значения чистоты, например, Г2+ или Г3+.

Украшения из уральских изумрудов

Земли Урала издавна славились не только многочисленными месторождениями различных самоцветов и полезных ископаемых, но и талантливыми мастерами, о которых поведал в своих произведениях знаменитый русский писатель П.П. Бажов в сборнике сказов «Малахитовая шкатулка».

Уральские ювелиры являются опытными мастерами в огранке зеленых самоцветов, так как это имеет такое же значение, как чистота и оттенок самородка. Бериллы с Урала используют в качестве камней-вставок в ювелирной продукции и инвестиций. Стоимость хорошо ограненного камня является довольно высокой.

В настоящее время на Урале действуют несколько заводов по производству ювелирных украшений, которые также занимаются огранкой самоцветов без оправы. Зеленые бериллы прекрасно смотрятся в оправе из белого, розового, желтого и красного золота, серебра. Камни сочетаются с бриллиантами, сапфирами, горным хрусталем и даже просто фианитами.

Изделия с изумрудами не предназначены для повседневной носки, особенно кольца, так как натуральные самоцветы не терпят воздействия химических веществ, например средств для мытья посуды, стирального порошка и т.п., также они боятся воздействия ультрафиолета. Ювелирная продукция с зелеными самоцветами идеально дополнит и украсит образ для торжественного выхода.

Сегодня украшения с смарагдами составляет конкуренцию изделиям с бриллиантами, так как несмотря на то, что изумруд обладает более мягким блеском и не сияет так как алмаз, он отличается изысканностью и благородством. Те, кто носят украшения с зелеными минералами, отмечают подъем душевных сил, защиту от сглаза, отсутствие головных болей. Считается, что самородок обладает чудесной силой и приносит своему владельцу успех, радость, удачу и счастье. Но, также отмечается, что камень имеет прямое отношение к магии и способен проклясть того, кто завладел им на незаконных основаниях.

Проклятие смарагдов

О проклятии уральских самоцветов ходят легенды, считается, что истинным хозяином самородка может быть только тот, кто его добыл. Хотя сегодня дорогие самоцветы часто становятся яблоком раздора и криминальные личности, не веря в их магическую силу, частенько забирают их у законных владельцев, несколько историй о проклятии камня дошли до наших дней.

Первооткрыватель изумрудных рудников Максим Кожевников из смолокура после своей находки в скором времени стал работником шахты, но тяжелая деятельность быстро подорвала его здоровье, и спустя некоторое время он умер, заболев туберкулезом.

Второй жертвой проклятия уральских самоцветов стал Яков Коковин, будучи экспертом в гемологии, он безумно полюбил зеленые бериллы, в его рабочем кабинете был спрятан один крупный экземпляр, которым он без устали любовался. Однажды к Коковину заглянул статский советник, увидевший его, он рассказал о камне всем, расписав в красках его красоту.

Коковину было приказано отдать все его изумруды императору на экспертизу. Следить за посылкой с драгоценными самородками, было приказано Льву Петровскому, который украл тот самый великолепный изумруд, а императору сказал, что его не было в посылке. Коковин был отправлен под арест и то, что при обыске его жилища и рабочего кабинета самоцвет так и не был обнаружен, никого не смутило в то время. Хотя мастер и был освобожден из тюрьмы досрочно, годы, проведенные в ней, наложили серьезный отпечаток на его здоровье, и вскоре он умер.

После того, как распался советский союз, изумрудный рудник стал предметом распрей многих влиятельных людей, которые легко могли убить друг друга за право владения им, смерти в то время случались очень часто.

Интересные факты об уральских самородках

Известно, что обладательницей прекрасной коллекции украшений с зелеными бериллами была Людмила Зыкина. Русская певица обладала не только уникальным голосом, но и любовью ко всему прекрасному. В ее коллекции можно было встретить великолепные кольца с крупными смарагдами, оправленными в желтое золото, украшенные небольшими бриллиантами. Также у певицы имелись серьги с изумрудами в оправе из серебра и многие другие ювелирные изделия с драгоценными зелеными самоцветами.

Другими интересными фактами об изумрудах являются шутки об их взрывном характере, которые имеют долю правды, так как камень действительно может взорваться из-за внутреннего напряжения.

Также стоит отметить, что один из изумительных самоцветов был найден в руднике в 2013 году, он весил 1 кг, а его ценность составляла 5000 карат. Драгоценный самородок был почти прозрачен и имел ярко-зеленый цвет. Добыча таких уникальных экземпляров довольно редка.

Сегодня при помощи современных технологий из бериллов данной разновидности делают не только украшения, но и твердотельные лазеры. В древности камнем также не только старались украсить драгоценности и одежду, но и вырезали из него статуэтки богов, священных животных, правящих особ. Особой любовью самоцвет пользовался у египетской царицы Клеопатры.

До свидания, дорогие читатели! Не забывайте подписываться на наши обновления и рассказывать друзьям об интересных статьях при помощи социальных сетей.

Команда ЛюбиКамни

«Не перевелись еще мастера на земле русской», – это первое, что приходит на ум, когда знакомишься с работами екатеринбургского камнереза Алексея Антонова и его коллегами по цеху. Вместе они усовершенствовали один из самых сложных и технических приемов резьбы по твердому камню – объемную цветную мозаику. Сочетая объемные фрагменты разноцветных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, а также золота и серебра группа мастеров создает впечатляющие скульптурные композиции, стоимость некоторых из них на мировом арт-рынке исчисляется миллионами долларов.Антонов Алексей Николаевич (1973 г.р.) – уральский виртуоз-камнерез, член Союза художников России, заслуженный деятель камнерезного искусства, а также основатель компании «Камнерезный Дом Алексея Антонова». В 2000 году он собрал команду профессионалов, чтобы возродить былую славу уральских мастеров. На сегодняшний день Алексей Антонов один из лучших мастеров не только России, но и мира. Антонов Алексей Николаевич – уральский камнерез.

Объемная цветная мозаика из камня – новейшая техника в ремесле

Нужно отметить, что невзирая на то, что технику объемной мозаики отечественные камнерезы и ремесленники практикуют уже более века, творческая мастерская по обработке камня в Екатеринбурге, которой руководит Алексей Антонов, подняла этот вид искусства на совершенно новый уровень, включив не только драгоценные металлы в необыкновенно детализированные скульптуры, а драгоценные металлы. И вот уже несколько десятилетий мастера изображают своих героев, используя технику объемной мозаики, используя современнейшие технологии, и продолжая камнерезные традиции мастерской легендарного Карла Фаберже. «Снежная королева». Высота: 500 мм. Диаметр подставки: 350 мм. Камни: кварц, родусит, халцедон, бриллианты, сапфир, топаз, кахолонг, магнезит, родонит, долерит, флюорит, кварцит, хрусталь, лабрадорит, мрамор. Металл: золото, серебро, бронза.«Изначально мы хотели возродить почти забытое искусство обработки камня, но со временем мы поняли, что за эти сто с лишним лет многое изменилось», – сказал Антонов. «Если раньше объем работ ограничивался небольшими размерами дорогого камня, то сегодня мы используем технологию, позволяющую увеличить объем фигуры, сохраняя при этом ювелирное качество». К слову сказать, уральские мастера являются единственными в мире продолжателями техники камнерезной объемной мозаики, а также продолжателями дела К. Фаберже и Денисова-Уральского.

Технология превращения камней в произведения искусства

Ввиду того, что объемная мозаика являет собой сложнейшую технику с задействованием множества материалов, над одной композицией даже небольшого размера работает 5-6 человек. Причем задействованы не только камнерезы, но и ювелиры, скульпторы, мастера по бронзе, латуни, эмали. «Лесовичок». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.Объемная мозаика для резки камня требует от мастеров не только профессиональных навыков резьбы по камню, но и глубоких знаний о камнях в целом и их физических свойствах. Флюорит, к примеру, имеет внутри белые пузыри, что делает его подходящим для изображения волн и морской пены, тогда как полупрозрачный агат отлично подходит для изображения воды и так далее. Что любопытно, все скульптуры выполняются только из камня, никаких красителей и красок в процессе работы не используется. Камнерезная работа «Царевна-Лебедь».«Когда вы работаете с камнем, в нем всегда много загадок: он может рассыпаться или оказаться внутри другого оттенка, чем вы ожидали», – говорит Антонов. «Камень – это часть природы. Он живой. Лучшие мастера слушают его, и он говорит им, что делать. Поэтому работа каменотеса никогда не превратится в механический процесс». Камнерезная работа «Баба-Яга».Но прежде чем ремесленники даже коснутся камня, они должны создать макет будущей работы, которую планируется создать, что уже само по себе является трудоемким процессом. Проект обсуждается в коллективе художников, после чего создается черно-белый эскиз утвержденной композиции. Затем создается цветная версия эскиза на основе цвета и текстуры драгоценных камней, которые будут использоваться для его создания. Камнерезная работа «Кикимора».После того, как дизайн определен, создается трехмерный макет, который затем отливается из пластика, при этом некоторые части прикрепляются к корпусу с помощью магнитов. Раньше художник делал макет вручную из пластилина, но новейшие технологии упростили этот процесс. Теперь мастер может отсоединить любую деталь макета для изучения, не нарушая общей композиции и ее пропорций. «Царь Кощей Бессмертный». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.И лишь потом начинается долгая кропотливая работа над самим произведением. Так, чтобы собрать объемную мозаичную скульптуру, в каждой детали сверлят отверстие и устанавливают металлическую булавку, с помощью которой впоследствии прикрепляют ее к остальной части композиции. Затем произведение отправляется ювелиру, который добавляет необходимые элементы из драгоценных металлов. Этот трудоемкий и очень кропотливый процесс может занять у команды из пяти-шести мастеров два-три года. «Царь Кощей Бессмертный». Фрагменты.Непосвященному человеку даже в голову не приходит мысль о том, сколько природного материала нужно потратить только на одно изделие. К примеру, резчик по камню может пройти через каменную плиту весом 100–150 кг в поисках единственной точки, которая соответствует его требованиям, чтобы выделить определенную деталь в скульптуре. Например, красноватые шрамы на лице и торсе царя Кощея вовсе не закрашены, это естественная окраска камня, выбранного для этой композиции. Камнерезная работа «Джокер»В работе над яркой и динамичной композицией «Джокер» использованы драгоценные и полудрагоценные камни: яшма, малахит, долерит, родонит, лазурит, чароит, флюорит, амазонит, лепидолит, апатит, кахолонг, хрусталь, а также бронза, серебро, серебрение и золочение. Высота фигуры – 90 см. вес – 90 кг. Камнерезная работа «Джокер». Фрагмент. Камнерезная работа «Джокер». Фрагменты.Самая загадочная работа Камнерезного Дома – «Тамерлан», где в вечном камне запечатлена история отечества. Над его созданием работала большая команда камнерезов, ювелиров, экспертов по бронзе, металлу, команда художников, специалисты по макетированию, геологи и геммологи. Камнерезная работа «Тамерлан» из коллекции «Великие завоеватели». «Тамерлан». Фрагменты.

Проект «Коррида»

Триптих «Коррида» («Тореадор», «Танцовщица», «Лазуритовый бык»). (2020 год). Екатеринбург. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.А буквально в прошлом году Камнерезная мастерская Алексея Антонова по истине удивила мир искусства, представив на суд зрителей уникальный триптих «Коррида» («Тореадор», «Танцовщица», «Лазуритовый бык»), выполненного в технике цветной объемной мозаики. Более шести лет потребовалось мастерам, чтобы создать произведения высочайшего уровня. Это событие наделало немало шума и в прессе, и на телевидении. И не удивительно. Не каждый день рождаются истинный шедевры. А еще нужно отметить, что этим полутораметровым работам нет равных в мире, так как до этого размер подобных скульптур, изготавливаемых уральскими мастерами, не превышал тридцати сантиметров. «Тореадор» Уральские мастера создали полутораметровую скульптуру тореадора из драгоценных металлов, жемчужин и камней. Стоимость работы оценили в пять миллионов долларов (на мировом арт-рынке ее могут продать в разы дороже). Проект «Коррида». «Тореадор». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.Скульптуру два года создавала команда из 20 мастеров. Сто пятьдесят килограммов драгоценного и полудрагоценного камня, 10 000 жемчужин, золото и серебро. “Ткань” камзола сделана из родусита – редчайшего ярко-синего с шелковистым отливом цвета камня, запасы которого иссякли в природе (в основном он использовался в космической промышленности). Ярко-малиновые гольфы – из особого сорта родонита, добыча которого не ведется уже более ста лет. Ткань, которую держит тореадор, собрана из миллиона частей, но смотрится как одно целое. А на создание лица и кистей рук у мастеров ушла целая глыба кремния редчайшего телесного цвета. Проект «Коррида». «Тореадор». Фрагменты. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.Стоит так же сказать и о самом персонаже, который настолько точно всем своим естеством передает суровый образ тореадора, замахивающегося клинком на быка. Главное в этой скульптуре действительно то, что она и в самом деле выглядит, “как живая”: полное сходство с реальным человеком, точное воспроизведение фактуры кожи и ткани, абсолютно переданное напряжение перед боем, гримаса напряжения, искажающая красивое мужественное лицо. «Лазуритовый бык» Проект «Коррида». «Лазуритовый бык». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.Бык, на создание которого ушло 300 килограммов афганского лазурита, выполнен в запатентованной авторами каркасной технологии в технике объемной каменной мозаики с эффектом золотого кракелюра. Персонаж наделен мощью, угрозой и силой дикой природы. «Танцовщица» Проект «Коррида». «Танцовщица». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.«Танцовщица» изготовлена из кварца, топаза, яшмы, окаменелого дерева, бронзы, серебра… Её томная грация, соблазн, холодные голубые глаза в тени длинных ресниц затягивают словно в ледяной омут.

Стоимость каменного чуда на арт-рынке

Эксперты оценивают скульптуры «Тореадора» и «Танцовщицы» в пять миллионов евро каждую, а Быка – около 500 тысяч евро. И это только экспертная, аукционная же цена при продаже может вырасти в разы. Учитывая время и усилия, которые затрачиваются на создание этих замысловатых каменных чудес, неудивительно, что стоимость их непомерно высока. Высота самых небольших скульптур составляет около 23 см, а их стоимость начинается от $20 тысяч. Средние фигуры при весе 15-20 кг и высоте около 30 см, оцениваются в $100 тысяч. Ну а экземпляры, достигающие метра высотой и центнера весом – в среднем оцениваются до миллиона долларов. Русские богатыри. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.Но для Алексея Антонова и его команды мастеров искусство объемной мозаичной резки камня – это больше, чем финансовая выгода, это наследие. “Мы продавать не собираемся, – говорит глава камнерезного дома Алексей Антонов. – Говорят, что искусство объединяет – вот мы и хотим заняться дипломатией: у нас уже есть предложения от ведущих музеев мира и есть меценаты, готовые организовывать выставки. Но они останутся на Урале, и мы будем гордиться талантом наших мастеров, которые сохраняют многовековые традиции уральского камнерезного искусства и сегодня поднимают его на новый уровень”. В продолжение темы, читайте нашу публикацию: Настоящее чудо: Изысканные каменные цветы Карла Фаберже. Фотографии взяты из открытых источников интернета.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий